Салон штор в Санкт-Петербурге
Газ из дров
дрова и уголь вместо бензина
Прошедший в рамках «Олдтаймер-Галереи» фестиваль «Моторы Победы» собрал множество уникальных экспонатов, извлечённых из музейных запасников и бережно отреставрированных. Среди них газогенераторный автомобиль ГАЗ-АА 1940 года выпуска, восстановленный мастерской Simonov Motors. Машина была представлена на стенде музея НАМИ.
Андрей Карасёв
Газогенератор — это установка для получения горючего газа из твёрдого топлива. В качестве твёрдого топлива, как правило, применяются местные ресурсы: уголь, торф, древесина, солома, а также отходы деревообрабатывающих производств. Превращение твёрдого топлива в газообразное называется газификацией и заключается в сжигании топлива с поступлением количества кислорода воздуха или водяного пара, недостаточном для полного сгорания.
До начала Великой Отечественной войны газогенераторные автомобили выпускались Автозаводами им. Сталина (ЗИС) и им. Молотова (ГАЗ). Эти же заводы выпускали комплекты оборудования и деталей двигателя для переделки бензиновых автомобилей в газогенераторные. Стоимость твёрдого топлива, применяемого в «газгене», в большинстве случаев оказывалась значительно ниже жидкого. Основным преимуществом использования древесины являлась его доступность.
В установках НАТИ использовалась воздушная фурменная труба УТВ-2конструкции инженера Д. И. Высотского.
Установка НАТИ-Г71, которой оснащён отреставрированный бортовой грузовик ГАЗ-АА, представляла собой видоизменённую конструкцию газогенератора Г-59У. Изменения были произведены с целью сокращения расхода металла. Модель была универсальной, могла работать на многозольном торфе, буром угле и древесных чурках. Скомпонованная на шасси система представляла собой газогенератор обращённого (опрокинутого) процесса газификации. Кстати, этот тип оборудования, где воздух подавался в среднюю часть газогенератора, был специально приспособлен для работы с древесным топливом. В составе установки также присутствовали две секции очистителя-охладителя, тонкий очиститель, вентилятор для розжига энергоносителя, плюс разные трубопроводы. Газогенератор и тонкий очиститель крепились на двух балках непосредственно за кабиной, а платформа кузова, соответственно, укорачивалась. Вентилятор, который использовался для розжига (или раздува углей после остановки свыше 15–20 мин.), устанавливался на правой подножке, а входное отверстие в воздушную коробку газогенератора закрывалось автоматическим клапаном.
Смеситель впускного коллектора.Топливо загружалось через верхний люк, крышка которого прижималась стальной рессорой. Розжиг осуществлялся через воздушный клапан при помощи факела. Газогенератор имел два боковых люка, закрываемых литыми крышками на резьбе и уплотняемых железоасбестовыми прокладками.
Электрический стартёр соседствует с рулевым валом.Установка Г-71 была спроектирована в НАМИ в 1943 году. От имевшейся ранее в производстве модели (Г-59У) усовершенствованная модель отличалась уменьшенной высотой, за счёт сокращения ёмкости бункера на 26 %. Как следствие, дальность хода автомобиля на одной «заправке» берёзовыми чурками уменьшилась с 80 до 50 км. С целью привязки модернизированного агрегата к существующей компоновке автомобиля тонкий очиститель сдвинули вперёд, а запасное колесо разместили между кабиной и грузовой платформой (у автомобилей с установкой Г-59 это пространство использовалось для хранения топлива).
Газогенератор и тонкий очиститель крепились на двух балках непосредственно за кабиной, а платформа кузова, соответственно, укорачивалась.Диаметр тонкого очистителя установки Г-71 был уменьшен с 400 до 250 мм, высота — с 1400 до 1200 мм. Газ в очистителе прорывался через воду и два зубчатых порога, расположенных друг за другом. Установки Г-71, Г-70, Г-69 и Г-59У имели почти одинаковые вентиляторы. Они отличались от вентилятора ГАЗ-42 только литым корпусом и заслонкой на выводном патрубке. Ещё несколько слов о подготовке воздуха. В установках НАТИ использовалась воздушная фурменная труба УТВ-2 конструкции инженера Д. И. Высотского. К разработке этого важного узла приступили в 1939 году. Требовалось создать камеру газификации, рациональную с точки зрения простоты изготовления, долговечности и не уступающую по качеству рабочего процесса принятым к серийному производству литым камерам дровяных газогенераторов типа «Имберт» (одна из ключевых разработок в мировой газогенерации). С целью выявления пригодности камер УТВ для замены ранее выпускаемых их опытные образцы были подвергнуты всесторонним испытаниям: лабораторным и полевым — с пробегом 15 тыс. км. После многочисленных тестов в 1940 году была предложена улучшенная фурменная труба УТВ-2 с двухсторонним подводом воздуха и усиленными кромками фурменных отверстий.
Серьёзные доработки, естественно, пришлись и на силовой агрегат. В связи с трудностями, возникающими при переоборудовании двигателя ГАЗ-А для работы на генераторном газе, предусматривающую замену помимо прочих деталей, также карбюратора и впускного коллектора, автотракторный институт разработал двигатель НАТИ-Г71. В нём, в отличие от ГАЗ-42, использовался имеющийся коллектор и карбюратор серийного двигателя, а также заменялись сложные в изготовлении тросы простыми жёсткими тягами. Корпус смесителя, в зависимости от производственных возможностей изготовителя, мог быть выполнен сварным или литым. Управление дроссельной заслонкой делалось независимым от педали акселератора при помощи дополнительной жёсткой тяги, которая выводилась на щиток управления рядом с тягой воздушной заслонки карбюратора.
Для работы на генераторном газе Научный автотракторный институт разработал двигатель НАТИ-Г71.В условиях военного времени к производству газогенераторов приступили предприятия местной промышленности, представляющие собой кустарные мастерские. В Москве к переоборудованию автомобилей подключился авторемонтный завод. Часть автобусов столицы также переводились на твёрдое топливо. Для этого газогенераторную установку размещали в прицепе.
Производство газогенераторных установок организовывалось каждым Наркоматом самостоятельно, поэтому были взяты под наблюдение и систематически оказывалась техпомощь и консультации изготавливающим газогенераторные установки заводам: № 331 Наркомата боеприпасов (НКБ), «Комега» (НКТП), мехзавод «Главкрупа» (НКЗага), № 5 Метростроя. Аналогичная работа проводилась на автобазах № 1 и 5 Метростроя, № 3 ХОЗУ НКВД.
В этот период значительная часть автотранспорта переводилась на твёрдое топливо. Доля газогенераторных автомобилей в автохозяйствах превышала 50 % и продолжала увеличиваться, достигая 90 %. Газогенераторные автомобили широко использовались не только в автотранспортных батальонах Красной армии, но и в народном хозяйстве. Вплоть до 70‑х годов на Чуйском тракте встречались напиленные поленницы, своего рода мобильные АЗС.
Редакция рекомендует:
Газген – Картина дня – Коммерсантъ
Мы достоверно не знаем, как будет выглядеть транспорт будущего. Гарантированно известно лишь то, что запасы нефти рано или поздно будут исчерпаны – и, как следствие, бензиновые и дизельные двигатели станут достоянием истории. Так что человечеству, желает оно того или нет, придется сделать выбор в пользу возобновляемых видов топлива.
Текст: Иван Картамцев
Но почему-то сегодня электричество рассматривается в качестве едва ли не единственной альтернативы бензину и солярке. И совершенно списан со счетов газогенераторный двигатель, который впервые начал массово эксплуатироваться более ста лет тому назад. В некоторых уголках мира и сейчас можно встретить этот нехитрый, а значит, бюджетный агрегат, пришедший на помощь тем, у кого нет средств на дорогостоящий электрический транспорт, зато в лесу растет полно дармовых дров, а под ногами дымит торф и весело похрустывает валежник.
Наша страна, с ее изобилием лесов, могла бы стать передовиком в этом направлении и показать пример остальным. Ведь газогенераторные автомобили могут без существенных конструктивных изменений быть построены на базе обычных машин с двигателями внутреннего сгорания, они практически не загрязняют атмосферу и не требуют создания сложной топливной и логистической инфраструктуры. К тому же у отечественных инженеров еще с тридцатых годов прошлого века накопился немалый опыт в этом направлении, пусть и не совсем удачный.
Уже тогда в одном лишь Советском Союзе насчитывалось около трехсот моделей газогенераторных установок. Тем не менее принцип их работы и внешний вид отличались друг от друга несущественно. Сердцем газгена является массивный бункер, в котором осуществляется сжигание твердого топлива. В зависимости от конструкции это могут быть древесные чурки, щепа, торф, уголь и даже отходы сельскохозяйственного производства, к примеру лузга. В результате сгорания материала образуется газообразная горючая смесь, в основе которой – окись углерода и водород с примесью балластных газов, таких как азот и углекислый газ. После прохождения процедуры очистки и охлаждения получившийся газ соединяется с воздухом и отправляется в карбюраторный двигатель внутреннего сгорания, который при этом сохраняет способность работать на привычном жидком топливе. И все бы хорошо, но следует помнить о прогрессии – чем больше объем двигателя, тем массивнее потребуется газогенераторное оборудование. Благо разместить его можно практически где угодно, в том числе в багажнике и даже на прицепе. И пусть вас не смущает, что в таком виде газогенераторная установка больше напоминает передвижной мангал.
В период войны в Германии, помимо прочего, был налажен выпуск нескольких легковых газогенераторных автомобилей, предназначенных для гражданского населения. Среди них – народный KDF, буржуазный Mercedes-Benz 230 и даже роскошный лимузин Adler Diplomat L4, чей карбюраторный мотор объемом 2,9 литра «приспособился» употреблять деревянные чурки.
В зависимости от вида твердого топлива газогенераторный автомобиль в среднем теряет от 20 до 60 процентов прежней мощности мотора, а полной заправки хватает лишь на сотню километров. И если на березовых и сосновых дровах коэффициент полезного действия остается довольно высоким, то на жмыхе и лузге далеко не уедешь. Хозяйке на заметку: мощность современных газогенераторных установок по-прежнему напрямую зависит от сортов топлива. Так что тем смельчакам, кто всерьез вознамерился дать бой постоянному росту цен на бензин, придется принять как данность, что помимо набора гаечных ключей и домкрата их надежными спутниками станут пила да топор.
Лес рубят – щепки летят
Идею использования газа, получаемого в результате сгорания твердого топлива, с целью приведения в движение различных транспортных средств придумали и впервые реализовали во Франции. Некоторые исследователи в качестве отправной точки указывают 1801 год, когда изобретатель светильного газа Филипп Лебон получил патент на газовый двигатель. Но то была лишь теория. Уже во второй половине XIX века свои рабочие образцы газовых двигателей представили бельгиец Этьен Ленуар и немец Николас Отто. Тем не менее первый полноценный газогенераторный автомобиль, способный работать на дровах и древесном угле, был представлен Томасом Паркером в 1901 году.
Последующие годы ознаменовались рядом практических экспериментов, наибольшую заинтересованность в которых продемонстрировала Франция, испытывавшая на тот момент значительный дефицит энергоресурсов. В середине нулевых первые газогенераторные трактора и грузовые автомобили прошли ряд испытаний в Марокко, а в 1914 году во Франции был запущен рейсовый автобус Berliet, курсировавший по маршруту Париж – Руан. Тогда же был выявлен ряд проблем существующих газогенераторных двигателей. Помимо относительно низкого коэффициента полезного действия, они оказались довольно чувствительны к качеству твердого топлива. Так что во избежание осаждения смол и порчи оборудования потребовалась дополнительная установка газоочистителя, что никак не могло положительно сказаться на массе и без того габаритной конструкции. На этом в истории газогенераторных моторов мог быть поставлен крест, но вмешалась другая история. Началась Первая мировая война, которая заставила воюющие стороны пересмотреть свои экономические приоритеты.
Альтернатива бензину
В начале двадцатых годов прошлого века многие страны, истощенные войной, наладили массовый выпуск газогенераторов. Среди них были Австрия, Швеция, Германия и, конечно же, Франция, которая к этому моменту достигла немалых успехов, одной из первых внедрив систему, разработанную изобретателем Георгом Имбертом. Принцип ее работы заключался в частично замещенном пиролизе, при котором уголь и древесина сжигаются в котле, а не в цилиндрах, как это осуществлялось ранее. При этом предполагались различные варианты компоновки оборудования как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, что несколько расширяло возможности применения. Несмотря на наличие множества других систем, таких, например, как газогенераторы по разработкам Панара, Барбье, Макдональда, Круппа, Берлие и Гоена, устройство, изобретенное Имбертом, считалось одним из самых массовых вплоть до конца сороковых годов.
Накануне Второй мировой войны по дорогам Европы колесили около десятка тысяч газогенераторных автомобилей, построенных на базе серийных моделей. И это было лишь начало. После того как континент охватили боевые действия, в тылу дрова стали едва ли не единственной доступной альтернативой бензину, который отправляли прямиком на фронт.
А у нас в квартире ГАЗ
Главным идеологом газогенераторных двигателей в Стране Советов по праву считается профессор В.С. Наумов, также ставший создателем первой отечественной газогенераторной установки. В журнале «За рулем» за август 1928 года был опубликован материал, в котором Наумов ссылался на результаты французского опыта:
«Все эти конкурсы и пробеги показали, что переход грузовиков и тракторов с бензина и керосина на твердое топливо – на древесный уголь, антрацит и дрова – практически вполне возможен и сравнительно просто осуществим, причем при переходе с бензина на древесный уголь 1,3 килограмма последнего заменяет 1 литр бензина. Кроме заводов Франции и Бельгии, в этом деле работают и заводы других стран – Англии и Германии, а в последнее время – и Америки. У нас этому вопросу пока уделялось и уделяется очень мало внимания…»
И правительство Советского Союза обратило внимание на газогенераторные автомобили. С 1936 года был налажен серийный выпуск грузовиков ГАЗ-42, ЗИС-13 и ЗИС-21. Всего за время производства было выпущено около 50 тысяч единиц газогенераторной техники, поступившей в эксплуатацию в различных уголках страны.
Тем не менее в ходе использования был выявлен целый ряд нюансов, существенно осложнявших повседневную эксплуатацию. Помимо того что для успешного запуска газогенераторного двигателя требовалось приблизительно 20 минут, водителю приходилось соблюдать целый ряд обязательных правил. А их игнорирование приводило к простоям и ремонту.
К примеру, советский инженер Г.Г. Токарев писал: «Пуск в ход исправного газогенераторного автомобиля включает в себя заправку или догрузку бункера газогенератора топливом, розжиг газогенератора и запуск двигателя на газе. В газогенераторных установках, работающих с подачей водяного пара или имеющих барботажные очистители, при утреннем пуске необходимо заправить водой соответствующие емкости.
При работе на смолистых сортах твердого топлива (древесные чурки, торф, бурый уголь) перед загрузкой топлива в бункер порожнего газогенератора необходимо заполнить камеру газификации древесным углем или коксом газифицируемого топлива (на 50–100 мм выше фурменного пояса)».
При этом эксплуатация газогенераторного автомобиля существенно осложнялась в межсезонье. И не только потому, что дрова могли запросто отсыреть в дождливую погоду, но и потому, что тяжелые и маломощные грузовики то и дело вязли в осенней грязи. Это привело к тому, что большинство хозяйств без особого восторга принимали газогенераторные автомобили. После Второй мировой войны их количество неуклонно уменьшалось. А к 1954 году и вовсе практически сошло на нет.
Подкинь дровишек
Основная причина, по которой газогенераторы стали сдавать свои позиции во всем мире, кроется не столько в их недостатках, сколько в том, что бензин стал гораздо доступнее и дешевле, чем раньше. Но это не препятствует тому, что и по сей день находятся желающие переоборудовать свой автомобиль под эксплуатацию на дровяной тяге. Подобные маргиналы встречаются везде, в том числе и в России, но большинство их проживает в Скандинавских странах. Донорами выступают подержанные «Вольво» и «Саабы» – ведь главное преимущество газогенераторной установки как раз и заключается в том, что ею может быть оборудован практически любой автомобиль. В Америке под газген переделывают пикапы Dodge Ram…
Кстати, в 1989 году Федеральным агентством США по чрезвычайным ситуациям была выпущена брошюра, которая разъясняла гражданам, как быстро и эффективно перевести свой автомобиль на газогенераторную тягу в случае глобального дефицита нефти. Быть может, подобный «гайд» пригодился бы и нам. Тем более что современные газогенераторные системы избавились от множества недостатков своих предшественников, а умельцев, как и природных ресурсов, у нас всегда было хоть отбавляй.
Дрова или сжиженный газ, что лучше |
При отсутствии подключения к газовой магистрали некоторые жители загородных домов обращают своё внимание на дрова. У многих они ассоциируются с печкой, теплом, уютом. Однако будь всё так хорошо, люди бы не стали массово переходить на другие способы отопления, в частности, на сжиженный природный газ. В статье мы сравним отопление дома СУГ и дровами.
Преимущества отопления сжиженным газом
К главным из них относятся:
- Лёгкость. Газ достаточно включить и всё. Действие может выполнить за несколько минут даже пенсионер или физически ослабленный человек. Дрова нужно колоть, работа даже для молодых и физически крепких людей очень тяжёлая. Если дом большой, колоть придётся много, причём каждый день. К тому же замучаетесь разжигать поленья. Это вам не спичкой чиркнуть.
- Включил и забыл. После включения котла дом будет отапливаться даже когда вы на работе или спите. За дровяным котлом нужно постоянно следить, по мере сгорания подбрасывать в него новые поленья. Упустите момент, пламя погаснет и дом застудится. Утром, особенно в лютые морозы зимой, всегда будете просыпаться в холоде.
- Высокая пожаробезопасноть. Вероятность взрыва сжиженного газа в газгольдере практически сведена к нулю. Об этом есть статья на нашем сайте. В твердотопливных котлах риск пожара тоже не велик, но больше, чем у газовых аналогов.
- Малый вес. Газовый котёл значительно легче дровяного. Материалом для корпуса последних обычно служит чугун. Чтобы стенки котла держали тепло их делают толстыми.
- Лёгкость эксплуатации. Раз в год специалисты компании проверяют газовый котёл на возможные неисправности. Зимой хозяевам нужно следить, чтобы на дымоходе не образовывалась наледь. Если газгольдер выбран правильно и топливо для него качественное, больше никаких действий предпринимать не надо. О твердотопливном котле подобного не скажешь. При сгорании дров образуется очень много сажи. Котёл приходится постоянно от неё чистить. Процедура не приятная и трудная.
- Эффективность. Просто взгляните на цифры. У сжиженного газа теплотворность равна 12.88 кВт*ч/кг. У дерева она всего 1,3 кВт*ч/кг, в десять раз меньше. А значит для отопления в зимнюю пору большого дома потребуется очень много дров.
Рис.2
Преимущества отопления дровами
Основные из них:
- Универсальность. Газовые котлы очень чувствительны к топливу. К тому же в зимнее и летнее время работают на СУГ с разным составом. Твердотопливные котлы могут работать не только на дровах, но и на древесных гранулах, отходах деревообработки и т. п. Качество топлива для них не критично.
- Доступность. Преимущество относительное. Заказать доставку газа газа у нашей компании очень просто. Условия оплаты и цена вас тоже обрадуют. Но всё-таки следует отметить, что купить дрова большого труда не составляет, тем более если рядом колхоз или деревня. Легко можно нанять местных жителей, привезут на тракторе с прицепом или на грузовике.
- Дешевизна. Стоимость дров значительно меньше, чем сжиженного газа. Однако если вы сравните эффективность этих двух видов топлива, упомянутое преимущество перестанет казаться особо значимым.
- Экологичность. Дерево самый экологичный вид топлива. По этому свойству ему равных нет. Правда о продуктах сгорания такого не скажешь. Если с дымоходом что-нибудь случиться и дым повалит в помещение, мало никому не покажется.
Купить сжиженный газ от производителя или предпочесть дрова, решать вам. Полагаю, вы поняли, что выгоднее и лучше.
Просмотров: 343
Газогенератор своими руками: как сделать и чертежи
Газификация долгий и дорогой процесс. Изготовив газогенератор своими руками можно недорого отапливать дом и снабдить электричеством. В этой статье рассказывается как самостоятельно газифицировать дом.
Для того чтобы газифицировать дом, не обязательно организовывать дорогостоящее подведение и подключение природного или сжиженного газа. Тратив на это драгоценное время, деньги и нервы на согласование проектов и покупку газового оборудования.
Чтобы сэкономить на отоплении и электричестве придумали технологию получения газа из сжигаемого твердого топлива. Применяя эту технологию, используют газогенераторы, которые можно изготовить своими руками или заказать в производственной фирме специализирующейся на производстве твердотопливных газогенераторов.
В качестве твердого топлива используют:
- дрова влажностью примерно 20%, можно и больше, но КПД будет ниже;
- пеллеты или прессованные опилки в форме брикетов;
- древесный уголь;
- для некоторых моделей подходит все, что горит, это позволит рационально использовать горючий мусор.
При сгорании твердого топлива выделяется водород Н2 и углекислый газ СО2, нагреваясь водород испаряется, углекислый газ переходит в угарный газ СО, который и выступает в качестве горючего вещества. Основываясь на этой химической реакции, был изобретен пиролизный метод получения газообразного горючего.
Газогенератор для дома своими руками
Имея желание и навыки сварщика газогенератор для дома можно сделать своими руками из подручных материалов. Если не умеете работать сварочным резаком, договоритесь со сварщиком, предварительно подготовьте чертежи и материал, из которого будет изготавливаться аппарат для добычи газа.
Рассмотрим, из чего состоит газогенератор:
- Корпус для загрузки топлива. Сверху устраивается крышка для герметичного закрывания емкости с топливом.
- В корпус устанавливается колосник, и устраивается зольник.
- К корпусу подсоединяется радиатор охлаждения.
- Фильтр грубой и тонкой очистки.
- Вентилятор или турбина, предназначена для подачи воздуха. Без подачи воздуха не будет химической реакции водорода и углекислого газа.
- Автоматика регулировки температуры. Автоматика устанавливается по желанию. Газогенератор будет работать и без автоматики.
Газогенератор своими руками сделай изучив чертежи
Для изготовления корпуса можно использовать пропановый баллон. Наполнив водой, срезается верх и устраивается крышка с закручивающимися и прижимными элементами. Согласно чертежам просверливаются отверстия, устраивается зольник и колосник.
Для охлаждения получаемого газа используют радиатор отопления или радиатор сваривается из труб в форме змеевика. Фильтр тонкой и грубой очистки изготавливают из использованных огнетушителей. Все элементы соединяются между собой и подключаются к системе отопления.
Если нужно решить проблему с электричеством, то газогенератор адаптируется под электрогенератор. Для запуска применяют турбину, работающую от 12 В.
Если есть необходимость в экономии бензина или солярки, изготавливают газогенераторы меньших размеров. Устанавливаются такие генераторы в багажник автомобиля, в прицеп или делается съемное крепление в районе фаркопа. Для подключения не нужно разбирать двигатель, подача газа подключается через карбюратор.
К сведению.
В ГИБДД разрешается регистрировать такие автомобили как переделанные. Зарегистрировав авто в Госавтоинспекции на дороге у инспекторов не возникнет вопросов к вам.
Газ из дров своими руками
Получение газа из дров получило широкое применение во время второй мировой войны. Жидкое топливо уходило на передовую, множество разрушенных нефтеперерабатывающих заводов сподвигло на изобретение газа получаемого из дров.
В то время, дрова были доступнее, чем нефтепродукты. Поэтому Советская и иностранная техника была оборудована газогенераторами. На дровяном газу работали: танки, автомобили и мототехника.
В 21 веке после подорожания жидкого топлива, люди вспомнили о технологии и начали производить газ из дров своими руками.
Технология получения газа проста. Дрова загружаются в газогенератор, поджигаются. После того как разжигаются дрова, уменьшается подача кислорода, дрова начинают тлеть, выделяется угарный газ, который горячий поднимается, попадает в охлаждающий змеевик, фильтруется через фильтры, охлажденный и очищенный газ попадает в камеру сгорания газа. Сгораемый газ быстрее обогревает помещение, чем твердое топливо.
Топить придется дровами. Европейцы могут остаться без российского газа // Смотрим
Производители дров отмечают рост продаж на 30-40% в Германии, Голландии и Дании. Европейцы готовятся отказаться от российского газа. Однако переход на дерево вряд ли понравится зеленым.
Польша продолжает покупать российский газ, но теперь реверсом из Германии. Это заявление "Газпрома" наглядно иллюстрирует суету, которую наводят в Европе с виду спокойные Варшава и София. Первая сегодня уже начала плановые отключения в регионах, вторая предлагает первой купить немного из своих запасов. И пока Европа делится на тех, кто готов и не готов платить "Газпрому" в рублях, главный потребитель российского газа Германия устами Шольца формулирует: сесть на безгазовую диету быстро не получится.
Создав, по весенним меркам, солидный запас газа, польские власти решили поэкспериментировать над собственным населением, чтобы выяснить, можно ли прожить без топлива в теплое время года. Десятки районов в нескольких воеводствах в прошедшие сутки были отключены от газоснабжения. Результаты стресс-теста удовлетворительные: отключенные муниципалитеты в панике.
"Газа были лишены индивидуальные потребители, все муниципальные учреждения: школа, детский сад, центр социальной помощи, библиотека, оздоровительный центр и предприятия", – сообщил мэр одной из польских гмин.
Издевательства не лишены практического смысла: за лето Польше надо создать топливную подушку безопасности, чтобы пережить следующую зиму, поскольку концерн PGNiG демонстративно отказался платить в рублях, и "Газпром" закрутил вентиль. У польских, известно, своя гордость – они теперь немцам в евро платят, хотя все равно выходит дешевле, чем на рынке, поскольку у немцев все еще долгосрочный контракт "Газпромом". Так что гордость хорошо просчитана с точки зрения цены за кубометр.
"На этой неделе Польша отказалась оплачивать поставки газа из России по новым правилам в рублях. Торжественно было объявлено о том, что российский газ больше не нужен и покупать его Польша больше не станет. На самом деле это не так. После приостановки прямых поставок из России, Польша покупает российский газ в Германии, откуда он реверсом по газопроводу "Ямал-Европа" поступает в Польшу. Объем реверса, 30 миллионов кубометров в сутки, практически точно соответствует заявкам по контракту с "Газпром экспортом" в предыдущие дни", – рассказал пресс-секретарь председателя правления "Газпрома" Сергей Куприянов.
День в день с Польшей от рублевых расчетов за газ отказалась Болгария. Как только стало известно, что две не самые большие экономики ЕС приняли для себя такое решение, цена топлива на европейских площадках подпрыгнула до 1350 долларов за тысячу кубометров – то есть российский бюджет ничего не теряет. А рынок отреагировал на очередную неопределенность: будет ли "Газпром" на долговременной основе компенсировать выпадающие объемы тем странам ЕС, которые согласятся работать по новой схеме оплаты, чтобы они могли перепродать излишки болгарам и полякам, или просто вычеркнет их, и тогда возникнет дефицит газа. В Евросоюзе сейчас есть только одна страна, которая застраховала себя от поведения рынка, однозначно приняв изменения в оплате, – это Венгрия.
"85% поставок газа идут из России, 65% поставок нефти идут из России. Почему? Потому, что это определяется инфраструктурой. Это не для развлечения, мы не выбирали эту ситуацию", – пояснил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто.
Новые правила оплаты российского газа предполагают для западных контрагентов открытие счетов в российском "Газпромбанке", на которые переводятся суммы в евро, обязательные к конвертации в рубли через московскую валютную биржу. После этого банк перечисляет рубли непосредственно на счет "Газпрома". В этой схеме Брюссель не устраивают две вещи: как только безналичные евро падают на счет в российском банке, они немедленно выходят из-под контроля европейских финансовых институтов – рубль нельзя заморозить или безвозвратно конфисковать, как предлагает делать Польша. И второе – через продажу евро обеспечивается стабильность российской валюты, которую ЕС собрался подорвать санкциями. И вот на этой почве сейчас истерика и какофония. Вот, например, что говорит министр экономики Германии.
"Существуют четкие договоренности, мы верны условиям договоров. Германия продолжит осуществлять платежи в евро, другие страны – в долларах, а не в рублях", – заявил министр экономики Роберт Хабек.
В то же время немецкий энергетический концерн Uniper сообщает о планах открытия соответствующего счета в швейцарском отделении "Газпромбанка". Или другое – сегодня в течение дня из Австрии пришли две, противоречащие друг другу, новости: сначала Financial Times cо ссылкой на источник в OMV сообщила, что австрийский концерн собирается также открывать счет в "Газпромбанке (Швейцария)", а затем сам OMV официально заявил, что нет, что ищет способ оплаты, не нарушающий режим санкций.
Формально для европейцев ничего не меняется – они имеют право говорить, что продолжают оплату в евро. Другое дело, что дальше находит коса на камень: и Россия не отступит, какими бы давними и в прошлом теплыми не были партнерские отношения. Для Германии прозвенел тревожный звоночек: "Газпром" отказался принимать платежи от своей бывшей дочки GAZPROM Germania. Причины не называются, но можно вспомнить, что около месяца назад под давлением немецких властей концерн был вынужден отказаться от участия в капитале этого предприятия, и оно сейчас находится под внешним управлением федерального сетевого агентства. Так что все очень серьезно – Германия рискует быть изгнанной из энергетического рая.
"Будет ли Россия принимать какое-то решение и каким оно будет в этом отношении – об этом можно только спекулировать, но это имеет мало смысла. Мы должны готовиться", – говорит канцлер Германии Шольц.
В смысле подготовки к прекращению поставок газа из России можно обратиться к опыту предков. Помнится, много лет назад немецкие предприниматели вместе с Путиным посмеялись над его ремаркой. И вот, пожалуйста, реализуется та часть шутки, которая шуткой не была. Немцы, голландцы и датчане закупаются кубометрами – камин уже не для украшения жилища.
"Мы продали примерно на 30-40% больше, чем в прошлом году", – сообщает генеральный директор компании Nordicwoods Петер Шайбель.
Что думают Зеленые относительно такой энергетической революции наоборот – вопрос чисто риторический. Больше смысла имеет другой: откуда дровишки? В Европе с лесами негусто, а украинские Карпаты уже облысели. Путин ведь им тогда говорил, что и дрова там же, где и газ, – в Сибири.
Но это из прошлой, благополучной, жизни. Теперь – странные времена. В рассуждениях европейских чиновников, политиков и дипломатов на энергетическую тему возобладали какие-то извращенные логика и мораль: они способствовали американцам в подготовке и провоцировании прокси-войны на Украине, они ввели десять тысяч санкций, они украли российские деньги, они объявили войну на уничтожение экономике России. И когда Россия начала отвечать и защищаться, назвали это газовым шантажом.
Еще больше интересного с сайта "Смотрим" — в нашем Telegram-канале и Яндекс.Дзен, новости сайта "Вести" — на страницах ВКонтакте, Одноклассников, Яндекс.Дзен и Telegram.
Плюсы и минусы, а также особенности всех видов топлива (энергоносителя) для котлов отопления домов и квартир
Из за особенностей производства нижеперечисленных видов топлив, их скорость сгорания и объем выделяемого тепла (т.е. теплотворная способность или удельная теплота сгорания) может крайне сильно отличаться друг от друга. Например, различия в теплотворной способности дров из берёзы и ели могут составить более 30%.
Поэтому «плюсы и минусы» приведённые ниже по тексту, представлены исключительно в качестве сравнительного примера и не могут достоверно отражать эффективность того или иного вида топлива. Просим обратить на это особое внимание и перед окончательным решением более тщательно изучить тот или иной вид топлива самостоятельно.
Также хотим отметить, что расчёты стоимости расходов на отопление приведены исключительно в ознакомительных целях. Во всех современных котлах, в технической документации указывается особенности и расходы топлива, которые приближена к максимально достоверной и именно на них стоит опираться при принятии окончательного решения.
Итак, начнем, как правило на практике принято использовать следующие виды топлив:
Природный газ — это смесь газов, которые образуются под землей во время разложения органических веществ, поэтому он является полезным ископаемым.
При 101,325 кПа и 20 °C природный газ обретает газообразное состояние, из за чего, как правило, природный газ под недрами земли находится в газообразном состоянии, т.е. в виде отдельных скоплений, газовых залежей. Но также он встречается в виде газовых шапок нефтегазовых месторождений или в растворённом состоянии, например, в нефти или воде. 92-98 % природного газа составляет метан (Ch5), при этом в его состав также могут входить более тяжёлые углеводороды, такие как, этан (C2H6), пропан (C3H8), бутан (C4h20) и другие неуглеводородные вещества, такие как, водород (h3), сероводород (h3S), диоксид углерода (СО2), азот (N2), гелий (Не).
Стоит упомянуть, что природный газ, в чистом виде, не имеет никакого запаха и цвета, что повышает риск отравления при его утечке. Для того, чтобы определить источник утечки газа специалисты начали добавлять в него специальные вещества — одоранты, например, этилмеркаптан, который имеет сильный неприятный запах гнилой капусты, прелого сена и тухлых яиц.
Низкое количество выбросов вредных веществ в атмосферу при сгорании.
Низкая стоимостьПо сравнению с другими видами топлив, газ является наиболее дешёвым видом топлива, с учётом затрат на транспортировку, хранение и сопутствующих трудозатрат.
Высокая теплотворностьВысокая теплотворная способность по сравнению с другими видами топлив.
Нейтрально: АвтономностьПри наличии газовой магистрали, когда газовые трубы уже подведены к вашему дому с улицы - вам всего лишь остаётся их подключить к котлу и больше не беспокоиться о пополнении топлива. Но при отсутствии газовой магистрали вы будете вынуждены закупать газ с помощью газовых баллонов (газгольдеров) по 50 литров, которые в свою очередь необходимо будет менять каждые 1-2 сутки.
ТрудозатратыПри наличии газовой магистрали трудозатраты минимальны. При отсутствии газовой магистрали вам придётся позаботиться о транспортировке, хранении и замене газовых баллонов.
Складское помещениеПри отсутствии газовой магистрали вам придётся выделить помещения для хранения газовых баллонов. Для создания автономной системы отопления, снижения трудозатрат и исключения отдельного складского помещения следует установить газгольдеры больших объёмов, под землёй, и наполнять их перед началом сезона отопления.
ДымоходЕсли у котла камера сгорания открытая, то для отвода отработавших газов потребуется монтаж полноценной системы дымоотвода, а если камера сгорания закрытая, то достаточно будет коаксиального дымохода.
Опасность для окружающихЕсли у газовых котлов камера сгорания открытая, то определённое количество отработавших газов могут попасть в комнату, в которой находится котёл, что может привести к отравлению угарным газом у окружающих людей. В отличие от газовых котлов с закрытой камерой, где вероятность попадания отработавших газов виден к минимуму.
ЭнергонезависимостьВсе газовые котлы с закрытой камерой сгорания нуждаются в постоянном электропитании, в отличие от газовых котлов с открытой камерой сгорания.
Минусы ВзрывоопасностьВысокая вероятность взрыва при нарушении техники безопасности, эксплуатации, монтажа и обслуживания.
Сложность монтажаВ связи с высокой взрывоопасностью, для монтажа системы отопления требуются соответствующие разрешающие документы и квалифицированные сотрудники.
Отдельное пространствоУ помещения, в котором будет расположен газовый котёл, повышается уровень пожароопасности и взрывоопасности, что накладывает определённые ограничения при проектировании дома.
ШумПо сравнению с электрическими котлами газовые котлы создают шум при работе.
Стоимость монтажаВысокая стоимость монтажа для создания автономной системы отопления, при отсутствии газовой магистрали.
РАСЧЕТ СТОИМОСТИ РАСХОДОВ НА ГАЗ
Чтобы рассчитать расход газа на отопление необходимо воспользоваться следующей формулой:
V = Q / (n/100 х q)
- Q – это тепловая нагрузка на отопление (кВт/ч), для примера расчета возьмем 24 кВт/ч.
- q – это теплотворная способность газа (кВт/м³), которая зависит от марки поставляемого газа. Чтобы узнать какой именно марки газ используется в вашем доме или участке рекомендуем обратиться непосредственно в вашу газоснабжающую компанию.
- n – коэффициент полезного действия (КПД) газового котла, выраженный в процентах. Он указан в паспорте котла.
Для примера выберем котёл - Лемакс Премиум 35 В. Данный котёл был выбран из за технический показателей мощности, её значение очень близок к значению тепловой нагрузки для дома с 300 м3, а именно 24 кВт/ч. Также стоит отметить высокий показатель КПД в 90%. Чтобы мощности котла хватило для отопления дома даже в самые сильные морозы рекомендуется брать с запасом в 30%. Для цели расчёта возьмём газ G20 с низкой теплотворной способностью, а именно Hi = 9,5 кВтч/м.
Теперь подставляем все значения в формулу и рассчитываем:
V = 24 / (90,0 / 100 × 9,5) = 2.5 м³/ч.
Таким образом, для отопления 300 м3 в сутки понадобится 60 м3 газа. А на отопительный сезон, это получается 183 дня (с 15 октября по 15 апреля) с учётом колебаний температуры, понадобится:
(60 м3 (суточное потребление газа) х 183 дней (отопительный сезон)) / 2 (с учётом колебаний температуры) = 5490 м3
Твердое топливо — это горючие вещества, в составе которых преобладает углерод. К ним относятся вещества, обладающие свойствами сыпучего тела, позволяющие добывать, складировать и перемещать их с помощью общеизвестных механических систем и транспортных устройств.
Твердое топливо бывает естественным, т.е. природным, например, древесина, торф, сланец и т.д., а также искусственным, например, древесный уголь, кокс, полукокс и т.д.
2.1 ДРОВА
Дрова — один из самых доступных видов твердого топлива. Существует огромное количество пород деревьев, которые могут использоваться для целей отопления.
ПЛЮСЫ Высокая теплотворностьВысокая теплотворная способность по сравнению с другими видами топлив.
Экологическая безопасностьНизкое количество выбросов вредных веществ в атмосферу при сгорании.
Низкая зольность и отсутствие серыВ отличие от других видов топлив.
Независимость от магистральных коммуникацийВ отличие от газа.
Отсутствие взрывоопасностиВ отличие от газа.
Дешевизна и простата монтажа системы отопленияНе требуются разрешающие документы, в отличие от газа, и квалифицированные сотрудники.
ЭнергонезависимостьНе требуется подключение электропитания.
Нейтрально: Высокие трудозатратыПрежде чем дрова пойдут в отопление их необходимо пилить, колоть, дать просохнуть в течение года или двух в соответствующем помещении. Альтернативным вариантом является покупка уже готовых дров, что в свою очередь увеличит их стоимость.
СтоимостьПокупка не обработанных дров может существенно сократить расходы, при этом повысятся трудозатраты на последующую обработку.
Минусы Отсутствие автономностиНеобходимо постоянно вручную пополнять котёл топливом, а также периодически обслуживать его, очищая от золы и т.д.
Опасность для окружающихУ котлов с открытой камерой сгорания существует риск попадания отработавших газов в комнату, в которой находится котёл, что может привести к отравлению угарным газом у окружающих людей. В отличие от котлов с закрытой камерой, где вероятность попадания отработавших газов сведён к минимуму.
Высокие требования к хранению топливаПри ненадлежащем хранении дрова могут намокнуть, что снизит теплотворную способность, соответственно требуется наличие помещения, защищённого от воздействия атмосферных осадков.
Складское помещениеВ зависимости от нужд и объёмов отопления может возникнуть потребность в просторном помещении для складирования дров на зиму.
Полноценная система дымоотводаТребуется монтаж дымохода.
2.2 ЕВРОДРОВА
Евродрова (брикеты) — спрессованные в форме полена или кирпичика отходы деревообрабатывающего производства, пищевой промышленности или сельского хозяйства, где в качестве клеящего состава используется природный полимер — лигнин.
ПЛЮСЫ Высокая теплотворностьВысокая теплотворная способность по сравнению с другими видами топлив.
Экологическая безопасностьНизкое количество выбросов вредных веществ в атмосферу при сгорании.
Низкая зольность и отсутствие серыВ отличие от других видов топлив.
Независимость от магистральных коммуникацийВ отличие от газа.
Отсутствие взрывоопасностиВ отличие от газа.
Дешевизна и простата монтажа системы отопленияНе требуются разрешающие документы, в отличие от газа, и квалифицированные сотрудники.
ЭнергонезависимостьНе требуется подключение электропитания.
Низкие трудозатратыВ отличие от традиционных дров, евродрова не нужно пилить, колоть, давать просохнуть в течение года или двух в соответствующем помещении. Наоборот, чем свежее топливо, тем лучше, т.к. со временем они могут набирать избыточную влагу, что отрицательно скажется на теплотворной способности.
Нейтрально: Отсутствие автономностиНеобходимо постоянное вручную пополнять котел топливом. Альтернативным вариантом является монтаж дополнительной системы автоматической подачи топлива в котёл, но в таком случае стоимость и сложность монтажа повыситься. Также не стоит забывать о необходимости периодического обслуживания, чистки от золы и т.д.
Минусы Опасность для окружающихУ котлов с открытой камерой сгорания существует риск попадания отработавших газов в комнату, в которой находится котёл, что может привести к отравлению угарным газом у окружающих людей. В отличие от котлов с закрытой камерой, где вероятность попадания отработавших газов сведён к минимуму.
Высокие требования к хранению топливаПри ненадлежащем хранении топливо может намокнуть, что снизит теплотворную способность, соответственно требуется наличие помещения, защищённого от воздействия атмосферных осадков.
Складское помещениеВ зависимости от нужд и объёмов отопления может возникнуть потребность в просторном помещении для складирования топлива на зиму.
Полноценная система дымоотводаТребуется монтаж дымохода.
2.3 ТОПЛИВНЫЕ ГРАНУЛЫ (ПЕЛЛЕТЫ)
Топливные гранулы (пеллеты) — спрессованные в форме гранулов отходы деревообрабатывающего производства, пищевой промышленности или сельского хозяйства. Отличительной особенностью гранул является большая плотность и меньшая влажность по сравнению со стандартными дровами и евродровами, при этом теплоотдача остаётся на таком же уровне.
Минусы и плюсы такие же как у евродров, кроме отсутствия автономности. При желании и наличии средств существует возможность монтажа автономной системы отопления, когда топливо будет поступать в котел автоматически, по мере сгорания.
2.4 ОПИЛКИ И ЩЕПА
Опилки и щепа — измельчённые отходы деревообрабатывающего производства, пищевой промышленности или сельского хозяйства. В отличие от евродров и гранул они не прошли какую-либо обработку, соответственно у них низкая плотность и большая влажность. Но отсутствие обработки в разы удешевляет их стоимость.
Минусы и плюсы такие же как у едродров и топливных гранул, кроме отсутствия автономности. При желании и наличии средств существует возможность монтажа автономной системы отопления, когда топливо будет поступать в котёл автоматически, по мере сгорания.
2.5 УГОЛЬ
Уголь — это осадочная порода растительного происхождения, состоящая из горючего углерода и прочих химических элементов. Чем «старше» порода, тем меньше в ней влаги и больше теплотворная способность.
ПЛЮСЫ Независимость от магистральных коммуникацийВ отличие от газа.
Отсутствие взрывоопасностиВ отличие от газа.
Дешевизна и простата монтажа системы отопленияНе требуются разрешающие документы, в отличие от газа, и квалифицированные сотрудники.
ЭнергонезависимостьНе требуется подключение электропитания.
Низкая стоимостьВ отличие от других видов топлив.
Минусы Низкая теплотворностьПо сравнению с жидким топливом и газом.
Огромный вред окружающей средеПо сравнению с другими видами топлив.
Наличие угольная пылиЗагрязняющей помещение.
Полноценная система дымоотводаТребуется монтаж дымохода.
Наличие серыРазрушающая котёл.
Складское помещениеВ зависимости от нужд и объемов отопления, а также из за наличия угольной пыли требуется просторное помещение для складирования топлива на зиму.
Опасность для окружающих.У котлов с открытой камерой сгорания существует риск попадания отработавших газов в комнату, в которой находится котёл, что может привести к отравлению угарным газом у окружающих людей. В отличие от котлов с закрытой камерой, где вероятность попадания отработавших газов сведён к минимуму.
Отсутствие автономности.Необходимо постоянное вручную пополнять котел топливом. Также не стоит забывать о необходимости периодического обслуживания, чистки от золы и т.д.
2.6 ТОРФ
Торф — является природным материалом, который образуется в болотной местности. Поэтому в нем довольно высоких % воды и его нужно просушить. После сушки, сухой торф крайне легко крошится, из за чего он становиться неудобным для использования. Поэтому его перемешивают с опилками и прессуют в различные формы.
ПЛЮСЫ Экологическая безопасностьНизкое количество выбросов вредных веществ в атмосферу при сгорании
Низкая стоимостьВ отличие от других видов топлив.
Независимость от магистральных коммуникацийВ отличие от газа.
Отсутствие взрывоопасностиВ отличие от газа.
Дешевизна и простата монтажа системы отопленияНе требуются разрешающие документы, в отличие от газа, и квалифицированные сотрудники.
ЭнергонезависимостьНе требуется подключение электропитания.
Минусы Отсутствие автономностиНеобходимо постоянное вручную пополнять котел топливом. Также не стоит забывать о необходимости периодического обслуживания, чистки от золы и т.д.
Низкая теплотворностьПо сравнению с жидким топливом и газом.
Опасность для окружающихУ котлов с открытой камерой сгорания существует риск попадания отработавших газов в комнату, в которой находится котёл, что может привести к отравлению угарным газом у окружающих людей. В отличие от котлов с закрытой камерой, где вероятность попадания отработавших газов сведён к минимуму.
Высокие требования к хранению топливаПри ненадлежащем хранении топливо может вспыхнуть.
В зависимости от нужд и объёмов отопления может возникнуть потребность в просторном помещении для складирования топлива на зиму.
Полноценная система дымоотводаТребуется монтаж дымохода.
РАСЧЕТ СТОИМОСТИ РАСХОДОВ НА ТВЕРДОЕ ТОПЛИВО
Для примера расчёта расходов на твёрдое топливо возьмем дрова из древесины, у которого теплотворная способность равна 2716. Расчёт будет осуществлять по упрощённой формуле:
V = 24 * Q / (q * 0,01КПД)
- 24 – количество часов в сутки;
- V – количество топлива в сутки;
- Q – тепловая нагрузка (киловатт-час), необходимая для отопления 300 м2;
- q – теплотворная способность 1 кубического метра леса (кВт/м3), в нашем случае 2716;
- КПД – коэффициент полезного действия (%) котла, для примера возьмем 80%.
V = 24*24/(2716*0,8) = 0,26 м3
Таким образом, для отопления 300 м3 в сутки понадобится 0,26 м3 дров. На отопительный сезон, а это получается 183 дня (с 15 октября по 15 апреля) с учетом колебаний температуры, понадобится:
(0,26 м3 (суточное потребление газа) х 183 дней (отопительный сезон)) / 2 (с учетом колебаний температуры) = 24 м3.
Жидкое топливо – это смесь различных углеводородов, молекулы которых соединены в очень длинные цепочки, благодаря такому соединению топливо приобретает жидкое агрегатное состояние. Для достижения максимальной эффективности сжигания жидкое топливо рекомендуется распылять в виде мельчайших частиц в камере сгорания и только после этого перемешивать с воздухом. Основной минус жидкого топлива — угроза низких температур, нужно хранить при положительной температуре.
3.1 ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО
Дизельное топливо (солярка) - это нефтепродукт, состоящий из смеси углеводородов, которые получают методом перегонки и отбора из них определенных фракций. Сейчас ДТ широко применяется в качестве горючего для ДВС сельскохозяйственных и строительных машин, тепловозов, судов, легковых авто.
ПЛЮСЫ Высокая теплотворностьВысокая теплотворная способность по сравнению с твердым топливом.
Независимость от магистральных коммуникацийВ отличие от газа.
Дешевизна и простата монтажа системы отопленияНе требуются разрешающие документы, в отличие от газа, и квалифицированные сотрудники.
Нейтрально: АвтономностьПри желании и наличии средств существует возможность монтажа автономной системы отопления, когда топливо будет поступать в котел автоматически, по мере сгорания.
Опасность для окружающихУ котлов с открытой камерой сгорания существует риск попадания отработавших газов в комнату, в которой находится котёл, что может привести к отравлению угарным газом у окружающих людей. В отличие от котлов с закрытой камерой, где вероятность попадания отработавших газов сведён к минимуму.
Минусы Экологический вредВысокое количество выбросов вредных веществ в атмосферу при сгорании.
Высокие требования к хранению топливаПри ненадлежащем хранении топливо может вспыхнуть.
Складское помещениеВ зависимости от нужд и объёмов отопления может возникнуть потребность в просторном помещении для складирования топлива на зиму.
Высокая стоимостьПо сравнению с другими видами топлив.
Наличие запаха и шума работыПо сравнению с другими видами топлив.
3.2 МАЗУТ
Мазут — относительно бюджетный вид топливо, который получают из продуктов переработки нефти и газоконденсатного сырья, либо в результате вторичных процессов их переработки. Мазут состоит из углеводородов (с молекулярной массой от 400 до 1000 г/моль), нефтяных смол (с молекулярной массой 500—3000 и более г/моль), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca).
ПЛЮСЫ Высокая теплотворностьВысокая теплотворная способность по сравнению с твердым топливом.
Независимость от магистральных коммуникацийВ отличие от газа.
Малое содержание золыВ районе 0,3-0,5%.
Нейтрально: АвтономностьПри желании и наличии средств существует возможность монтажа автономной системы отопления, когда топливо будет поступать в котел автоматически, по мере сгорания.
Опасность для окружающихУ котлов с открытой камерой сгорания существует риск попадания отработавших газов в комнату, в которой находится котёл, что может привести к отравлению угарным газом у окружающих людей. В отличие от котлов с закрытой камерой, где вероятность попадания отработавших газов сведён к минимуму.
Минусы Нестабильный состав мазутаОт близкого к нефти до высоковязких крекинг-остатков, что приводит к закоксовыванию и затягиванию процесса горения.
Экологический вредВысокое количество выбросов вредных веществ в атмосферу при сгорании.
Складское помещениеВ зависимости от нужд и объёмов отопления может возникнуть потребность в просторном помещении для складирования топлива на зиму.
Высокая стоимостьПо сравнению с другими видами топлив.
Наличие запаха и шума работыПо сравнению с другими видами топлив.
Высокое содержание серыВ районе 3,5%.
Высокая температура застыванияВ районе +(25-30 °С).
3.3 БОИТОПЛИВО
Биотопливо — это горючая смесь, созданная из растительного или животного сырья, например, соевых семян, сахарного тростника, а также различных органических отходов. К биотопливам относятся биоэтанол, биометанол, биобутанол, демитиловый эфир, биодизель.
ПЛЮСЫ Высокая теплотворностьВысокая теплотворная способность по сравнению с твердым топливом.
Независимость от магистральных коммуникацийВ отличие от газа.
Экологическая безопасностьНизкое количество выбросов вредных веществ в атмосферу при сгорании.
Дешевизна и простата монтажа системы отопленияНе требуются разрешающие документы, в отличие от газа, и квалифицированные сотрудники.
Нейтрально: АвтономностьПри желании и наличии средств существует возможность монтажа автономной системы отопления, когда топливо будет поступать в котел автоматически, по мере сгорания.
Опасность для окружающихУ котлов с открытой камерой сгорания существует риск попадания отработавших газов в комнату, в которой находится котёл, что может привести к отравлению угарным газом у окружающих людей. В отличие от котлов с закрытой камерой, где вероятность попадания отработавших газов сведён к минимуму.
Минусы Высокая стоимостьПо сравнению с другими видами топлив.
Высокие требования к хранения топливаПри ненадлежащем хранении топило может вспыхнуть.
Складское помещениеВ зависимости от нужд и объёмов отопления может возникнуть потребность в просторном помещении для складирования топлива на зиму.
3.4 ОТРАБОТАННОЕ МАСЛО
Отработанное масло — это использованное по назначению гидравлическое, трансмиссионное, трансформаторное масло, а также масло растительного происхождения.
ПЛЮСЫ Высокая теплотворностьВысокая теплотворная способность по сравнению с твердым топливом.
Независимость от магистральных коммуникацийВ отличие от газа.
Отсутствие взрывоопасностиВ отличие от газа.
Дешевизна и простата монтажа системы отопленияНе требуются разрешающие документы, в отличие от газа, и квалифицированные сотрудники.
Нейтрально: АвтономностьПри желании и наличии средств существует возможность монтажа автономной системы отопления, когда топливо будет поступать в котел автоматически, по мере сгорания.
Опасность для окружающихУ котлов с открытой камерой сгорания существует риск попадания отработавших газов в комнату, в которой находится котёл, что может привести к отравлению угарным газом у окружающих людей. В отличие от котлов с закрытой камерой, где вероятность попадания отработавших газов сведён к минимуму.
Минусы Дополнительные расходыНа фильтрацию перед использованием и на переоборудование котла на отработанное масло
Высокие требования к хранения топливаПри ненадлежащем хранении топило может вспыхнуть.
Складское помещениеВ зависимости от нужд и объёмов отопления может возникнуть потребность в просторном помещении для складирования топлива на зиму.
Высокая стоимость топливаПо сравнению с другими видами топлив.
РАСЧЕТ РАСХОДОВ НА ЖИДКОЕ ТОПЛИВО
Для примера расчёта расходов на отопление возьмём дизельное топливо (солярка). Приблизительный расход солярки в час работы котла можно найти умножив 0,1 на мощность котла по паспорту. Например, если для отопления 300 м3 мы выбрали котел мощностью 25 кВт, то в час он будет потреблять 0,1*25 = 2,5 литров солярки.
Таким образом, для отопления 300 м3 в сутки понадобится:
2,5 л (расход в час) * 24 (часов в сутках) = 60 литров солярки.
На отопительный сезон, а это получается 183 дня (с 15 октября по 15 апреля) с учётом колебаний температуры, понадобится:
(60 л (суточное потребление солярки) х 183 дней (отопительный сезон)) / 2 (с учётом колебаний температуры) = 5490 литров.
Электричество - это совокупность явлений, обусловленных существованием, взаимодействием и движением электрических зарядов. А электрический заряд это свойство тел, проявляющееся прежде всего в способности создавать вокруг себя электрическое поле и посредством него оказывать воздействие на другие заряженные тела.
Если простыми словами, то электричество - это когда заряженные частицы, назовем их зарядами, перемещаются в каком-то определенном направлении с помощью сил электрического поля.
ПЛЮСЫ Высокий КПДПо сравнению с другими видами топлив.
Независимость от магистральных коммуникацийВ отличие от газа.
Отсутствие взрывоопасностиВ отличие от газа.
Дешевизна и простата монтажа системы отопленияНе требуются разрешающие документы, в отличие от газа, и квалифицированные сотрудники.
Автономная системаНе требуется постоянное обслуживание котла и пополнение топливом.
Экологическая безопасностьНизкое количество выбросов вредных веществ в атмосферу при сгорании.
Безопасность для окружающихОтсутствуют отработавшие газы.
Отсутствие трудозатратБлагодаря автономной системе.
Отсутствие шума и посторонних запаховВ отличие от других видов топлив.
Не требуется отдельное помещениеДля установки котла и хранения топлива.
Минусы Низкая теплотворностьПо сравнению с другими видами топлив.
Высокая стоимость электроэнергийПо сравнению с другими видами топлив.
Высокая энергозависимостьКрайне высокая зависимость от электропитания.
Отопление в Украине: газ, дрова или пеллеты – что выгоднее
Чем дороже становится в Украине газ, тем больше людей старается перейти на альтернативное отопление. В частности, сейчас людям активно навязывают переход на твердотопливные котлы, которые отапливают помещения пеллетами или дровами. Но, как выяснилось, выгода от такого перехода не так уж однозначна.
Премьер-министр Денис Шмыгаль привел в пример Волынскую область, в которой уже более половины бюджетных котелен перешла на отопление пеллетами.
"Есть альтернатива и спокойное прохождение отопительного сезона. Конечно, напряженно, но без стресса и без риска того, что будет что-либо сорвано", - рассказал Шмыгаль.
Однако наивно было бы полагать, что цена на газ растет, а стоимость альтернативного топлива остается на месте. Ее также пересматривают ежеквартально и повышают эквивалентно цене на газ.
Дрова дорожают вслед за газом
Таким образом, только в нынешнем году дрова подорожали в несколько раз. Не удивительно, что многие сельские жители уже протоптали дорожки в местные леса за хворостом. Крупные привозные дрова ныне далеко не каждому по карману.
Например, кубометр дубовых дров за год вырос с 1100 гривен до 1800. А тонна пеллет – с 3,2 тыс. гривен до более чем 6,5 тыс. гривен. Кроем того, в связи с массовым ажиотажем, непрерывно растут в цене и твердотопливные котлы.
Таким образом, выгода от замены газового отопления на твердотопливное требует проверки. Поэтому специалисты решили подсчитать, какой вид отопления (из предложенных трех) будет сегодня наиболее выгодным.
В нынешнем отопительном сезоне газ для населения с доставкой обходится около 10 грн за кубометр. Кубометр дубовых дров стоит около 1,8 тыс. грн, а тонна пеллет – около 6,5 тыс. грн.
Чтобы сопоставить эти виды топлива, нужно сосчитать какой объем каждого ресурса и по какой цене нужно расходовать, чтобы получить единицу тепловой энергии.
Один кубометр газа дает при сгорании 10,5 кВт-час тепловой энергии. Получается, что 1 кВт-час энергии, которую дает газ, обходится приблизительно в 1 гривну.
Что касается энергии, выделяемой при сгорании дров, то она, конечно, разная для разных пород, Однако в среднем специалисты считают, что из 1 кубометра дров можно получить 1 гигакалорию тепла. В свою очередь, 1 гКал соответствует 1163 кВт-час. Выходит, что из кубометра дров, который стоит 1800 гривен, можно получить 1163 кВт-час. Путем несложных вычислений получает, что 1 кВт-час энергии от сжигания дров обойдется в 1,55 гривен, что фактически в полтора раза дороже тепла, которое получается при сжигании газа.
Касательно теплотворности пеллет, тор она составляет 4-5 кВт-час от сгорания одного килограмма. Учитывая, что цена 1 кг пеллет составляет порядка 6,5 грн, 1 кВт-час тепловой энергии от сгорания пеллет составит порядка 1,3-1,6 грн. То есть, это почти так же, как и при сжигании дров.
Таким образом, можно сделать вывод: для бытовых потребителей газ остается наиболее выгодным источником тепла.
А вот для промышленных предприятий картина совсем иная. Они-то получают газ не по фиксированной цене, как население, а по рыночной стоимости. И для них газовое отопление получается примерно вдвое дороже, чем твердотопливное. Поэтому им выгодно устанавливать новые котлы и переходить на отопление дровами или пеллетами.
Правда, как будет складываться ситуация с ценами на газ после отопительного сезона, не знает никто. В том числе, и с ценами для населения. Сохранит ли власть и на следующий год фиксированный тариф на газ для бытового сектора, неизвестно. Равно как и неизвестно, какую еще цену может заломить Россия за свой ресурс.
Напомним, украинцам разъяснили новый механизм учета потребления газа и рассказали, кому он будет выгоден.
90 000 Дорожный бензин и сжиженный газ? Заправь хворост! Как переоборудовать машину для работы на хольцгазе?Бензин сегодня по этой цене
Что машина не в кармане
Я налью воды в паровоз
И эта более дешевая поездка будет
Соберу дрова
Соберу дрова (...)
Я буду жить как король!
Кто бы мог подумать, что текст 1981 годаможет ли это звучать так снова? Но водить локомотив — это не выход. С момента зарождения автомобильной промышленности были времена, когда нефтяное топливо было либо чрезвычайно дорогим, либо недоступным, и никто не хотел отказываться от вождения автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Доступная и дешевая альтернатива дорогому жидкому топливу или газу? В случае с отоплением домов дело очевидное - топите в печах чем хотите, например древесными остатками или хворостом.
Самый дешевый способ вождения: хворост вместо бензина или сжиженного газа
Ну по хворосту на машине ездить нельзя! Действительно? Конечно можно, хотя это не так просто! Решение - установка на т.н.holzgas, или дровяной газ! Идея не нова, дизайнеры экспериментируют с такими установками уже более 100 лет. Наибольшую популярность установки этого типа приобрели во время Второй мировой войны, когда нефтяные топлива практически полностью использовались вооруженными силами, а их запасы были весьма ограничены. Именно тогда гражданские автомобили (а также некоторые военные) начали массово переоборудовать, чтобы они могли работать на генераторном газе. Даже после войны такие установки были популярны в некоторых отдаленных уголках мира, особенно там, где дрова были доступны бесплатно, а жидкое топливо было трудно достать.
Любой бензиновый двигатель может работать на древесном газе
Модификация самого двигателя (если он четырехтактный с карбюраторной подачей топлива) представляет наименьшую проблему - достаточно подвести газ к впускному коллектору.Поскольку он не находится в сжиженном состоянии, нет необходимости использовать редукторы с подогревом или другие сложные устройства. Наибольшую трудность в этом случае представляет сооружение и установка в автомобиле подходящего "газогенератора", т.е. устройства, которое иногда называют газогенератором. Что такое газогенератор? Проще говоря, это устройство с помощью который газ будет вырабатываться в машине потом в двигателе.Да нет.ошибка-в автомобилях на так называемом хольцгазе топливо вырабатывается на постоянной основе!
Путь к дешевизне: как работает генератор древесного газа?
В машине или в прицепе за машиной есть специальный, наглухо закрытый котел с размещенным под ним камином.В котел подбрасывают дрова, стружку, хворост, опилки или даже торф или древесный уголь. В очаге под закрытым котлом разводят огонь. Через некоторое время, после достижения соответствующей температуры, нагретая шихта начинает дымить, «газировать» — скапливающиеся газы выводятся наружу по подходящей трубе, подальше от огня в топке. Так как горючие материалы нагреваются при минимальном доступе кислорода, котел выделяет в основном окись углерода, которая чрезвычайно токсична, но также легко воспламеняется.К остальным компонентам газа, полученного таким образом, относятся, в частности, метан, этилен и водород. К сожалению, этот газ также содержит много негорючих ингредиентов, в т.ч. азот, водяной пар, углекислый газ - а это значит, что топливо имеет относительно низкую теплотворную способность, а установки сконструированы таким образом, что газ в них не хранится, а регулярно поступает в двигатель. Чем больше топлива нужно двигателю, тем мощнее нужна установка.
Остальной текст под подкастом
Езда на хольцгазе: дешевле не бывает, но есть проблемы
Для того, чтобы газ вообще был пригоден для питания двигателя, он должен быть охлажден и отфильтрован от смолистых отложений, что дополнительно требует значительных размеров установки, и газа, образующегося в результате так называемогопиролиз древесины и других биоотходов не относится к числу самых чистых видов топлива. Даже при хорошей фильтрации во впускном коллекторе накапливаются остатки смолы, а в камерах и на свечах зажигания – отложения. Двигатель, работающий на древесном газе, имеет на несколько десятков процентов меньшую мощность, чем на газе или сжиженном нефтяном газе – кроме того, лучше избегать его использования с «газом к сердцу», поскольку в такой ситуации при слишком низком эффективности (а обычно так и бывает), двигатель начинает работать на слишком обедненной смеси, что может привести, например, кпрогар клапанов или прогар прокладки под головкой. Но с другой стороны - топливо бесплатное, и даже если придется покупать дрова, стоимость топлива все равно в разы ниже, чем при работе на бензине.
Генератор продолжает производить газ даже при выключенном двигателе
Другие неудобства: когда мы глушим двигатель, генератор все еще производит газ - его можно израсходовать, напр.зажигая специальную горелку, построенную специально для этой цели, или... выпуская газ в атмосферу, потому что нет возможности его хранить. Езда с огнем в автомобиле или в прицепе за автомобилем также не слишком безопасна, а при негерметичности установки пассажиры автомобиля могут погибнуть. Установка требует кропотливой очистки (в зависимости от нагрузки, каждые несколько десятков или максимум несколько сотен километров) — но при этом непревзойденно дешева.
Генератор древесного газа (холгас): для подготовки и дешевого отопления домов
В Интернете легко можно найти видеоролики, показывающие, как построить газогенератор для питания автомобиля древесным газом — некоторые проекты даже были разработаны так, что их можно было изготовить из общедоступных элементов, а для строительства даже не требовался сварочный аппарат .Есть и энтузиасты, которые переводят свои автомобили на такое топливо - оно достаточно популярно среди прочих. в безлюдных районах Швеции, но и большую группу любителей таких систем можно найти в России и в постсоветских республиках. Некоторые люди считают генераторы древесного газа и их двигатели игрушками и, например, строят газонокосилки, работающие от них.
В свою очередь среди т.н.В чрезвычайных ситуациях (мировая война, зомби-апокалипсис, извержение вулкана, стихийное бедствие) популярны комплекты, предназначенные для помощи электрогенераторам. На рынке также есть компании, которые предлагают усовершенствованные газогенераторы с адаптированными к ним печами в качестве экологичных и дешевых источников отопления зданий.
.Древесный газ - что это такое и для чего он используется?
Древесный газ - это продукт, полученный в процессе газификации древесины, для чего используется специальное устройство, т. е. газогенератор. Процесс газификации представляет собой технологический процесс, при котором твердое или жидкое топливо преобразуется в газообразное топливо. Это происходит при участии и под влиянием доступа контролируемого количества воздуха или водяного пара. Этот процесс происходит в результате термического разложения. Многие виды топлива могут быть газифицированы, в том числе древесина.В результате получается уникальная смесь. Что стоит знать о составе и применении этого газа?
Древесный газ и его состав
Древесный газ состоит из водорода, монооксида углерода, метана, негорючего азота, диоксида углерода и водяного пара. Это отличает его, например, от природного газа, в котором преобладающим компонентом является метан. На его долю приходится более 90% его содержания, в то время как природный газ состоит в основном из негорючего азота, на долю которого приходится 50-60% его объема.
См. также: Уголь древесный
Древесный газ - история
Древесный газ был наиболее популярен до Второй мировой войны. На данный момент не очень охотно используется. Скорее, это историческая ценность. Скорее, это выглядит как диковинка из прошлого, которую иногда можно показать обществу для расширения человеческих знаний. Все потому, что древесный газ имеет гораздо более низкую теплотворную способность, чем вышеупомянутый природный газ.Его также нельзя производить про запас и хранить в сжатом состоянии — вы должны произвести его нужное количество в данный момент, когда возникнет необходимость. Это создает различные проблемы, которые трудно решить легко.
Древесный газ - Приложение
Лучшей древесиной для производства природного газа является бук . Благодаря его производству можно питать различные устройства и машины. Во время Второй мировой войны автомобили и самолеты, работавшие в городах или в тылу фронта, приводились в движение таким образом.Однако по сравнению с природным газом использование древесного газа было довольно проблематичным. Поэтому на данный момент он редок и редко производится.
.90 000 Древесный газ - что это такое, как производится и сколько стоит?Древесный газ ( wood gas , немецкий holzgas ) производится в процессе газификации древесины. Представляет собой смесь горючих газов: угарного газа, водорода и метана, а также негорючих газов - азота, углекислого газа, паров воды. Состав газа зависит от многих факторов, в том числе от температуры в топке газогенератора, влажности загружаемого топлива и др.
Газификация твердого топлива – технология, которой более 200 лет.В начале 19 века так наз. городской газ для питания газовых плит, уличных фонарей и промышленных целей до широкого использования природного газа. В то время городской газ производился из угля на муниципальных газовых заводах. В общем случае газ, созданный искусственно путем газификации твердого топлива, называется генераторным газом.
Эта технология заключается в том, что твердое топливо подвергается серии термохимических реакций, в результате которых образуется легковоспламеняющийся газ.Газификация определяется как этот цикл изменений, более подробно описанный в статьях «Производство древесного газа» и «Производство Холгаза на практике». Этот процесс происходит в устройстве, называемом газогенератором.
Древесный газ может использоваться для питания двигателей с искровым и компрессионным зажиганием (с некоторыми оговорками).
Значение добытого газа уменьшилось с открытием месторождений сырой нефти и ее переработки, а также месторождений природного газа. Древесный газ снова стал популярным во время Второй мировой войны, когда владельцы гражданских автомобилей столкнулись с трудностями в доступе к жидкому топливу.Потом был ренессанс этой технологии.
Mercedes 170VG легковой автомобиль с дровяным газогенератором (сзади), радиатором и газовым фильтром (спереди). Пакет на левом крыле, вероятно, запас дров для газификатора. Фотография сделана неизвестным автором где-то в 1939-1942 годах. Фото из коллекции Национального цифрового архива.Это был II З.С. мы обязаны популяризации термина holzgas . Это связано с тем, что немецкая армия, оккупировав польскую территорию, использовала хольцга для питания м.в грузовые автомобили.
Состав древесного газа может быть следующим [1]:
carbon monoxide CO | 19% |
hydrogen H 2 | 18% |
methane CH 4 | 1.25% |
Диоксид углерода | 12% |
Водяной пары H 2 O | 2,50% |
ATORGEN N 2 | 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 9008 8. по цвету) легко воспламеняются.Остальные не горят и являются по сути просто ненужным балластом, они разбавляют газ и снижают его теплотворную способность. Поэтому было бы неплохо их удалить. |